Проводится постоянный набор в группы польского, чешского и английского языка, обязательная запись по телефону: (068) 777-06-00
(067) 406-00-49 Smart.lab.help@gmail.com Контакты

Из первых уст

Каким бы подробным не был наш рассказ о студенческой жизни за рубежом, он все равно не сможет заменить реальные истории реальных людей. Именно поэтому мы решили открыть в своем блоге рубрику «Из первых уст», в которой будем знакомить вас с опытом и впечатлениями наших студентов. Они сами расскажут о своей взрослой и самостоятельной жизни, о своих проблемах и достижениях, о своих планах и надеждах.

Если вы хотите поделиться историей своей жизни и учебы за границей, пишите, присылайте, мы с радостью опубликуем ее в нашем блоге.

А пока, история первая:

kseniya-pashkovskaya_1Мои студенческие приключения.

Ксения Пашковская

Меня зовут Ксения. Мне 18 лет. За окном – темно. Я пью чай, сидя в комнате, которую снимаю в Барселоне, и пишу (надеюсь, увлекательную) историю о моих маленьких приключениях. Как я оказалась в Испании? О, это очень интересная история. Ну, обо всем по порядку.

Как то однажды (я только закончила 9 класс) мы с моими родителями подумали: а почему бы мне не поступить в польский университет? Эту идею мы носили в стадии эмбриона несколько месяцев.

Решение начать изучать язык ни к чему не обязывало, поэтому в октябре в 10 классе я пошла на курсы польского языка… Ну, так, чисто для саморазвития. Изучать польский мне понравилось. Это заслуга и моего преподавателя – Инны, и ребят с которыми мы занимались. Приходить каждую субботу на занятия было своеобразной «приятностью» (на польском звучит получше — przyjemnostką).

В 11 классе я уже начала всерьез задумываться над тем, какой город Польши выбрать для продолжения учебы, пыталась найти различные бесплатные программы для иностранных студентов. Тогда я узнала об олимпиаде по польскому языку (OliJP – Olimpiada Literaturyi Języka Polskiego), организованную Министерством образования Польши. Участникам олимпиады, которые выходят на международный этап, предоставлялась возможность учиться бесплатно на филологическом факультете в Варшаве. Эта возможность меня заинтересовала и в феврале 2015 года я участвовала в первом этапе олимпиады и прошла на второй. На третий попасть мне не удалось, а, следовательно, этот вариант бесплатного обучения отпал.

Второй попыткой поступить на бюджет была программа Teraz Wrocław, но с ней тоже не повезло. Третий и последний рывок – Катовице, Силезский университет. Процедура повторилась: написание теста онлайн и собеседование по скайп. Через пару недель я получила письмо с приглашением от университета. Вопросы со страховкой, билетами и общежитием мы решили быстро, и я с нетерпением ждала конца сентября – начало учёбы.

В Катовице

Когда я ехала в Польшу, мне было 17 лет, поэтому пришлось взять с собой всё самое необходимое — папу. Ага. Ну, во-первых, возни с документами было меньше. Во-вторых, с родным человеком проще приспосабливаться к новой непонятной обстановке. А в-третьих, чемоданы я бы сама не дотащила.

Первое время я была, как потерянная. Какие-то непонятные автобусы, общежитие в 40 минутах езды от университета, полиция, штрафующая даже за переход улицы на красный цвет, магазины и супермаркеты, которые в праздники не работают. Словом, к любому месту требуется привыкать. Когда пап уехал домой, стало чуточку тяжелее, но началась учеба, и времени грустить уже не было.

Аlma mater

В самом начале мы, украинские и белорусские студенты, написали тест по польскому языку, по результатам которого нас распределили по группам и предоставили возможность в течение первого семестра бесплатно ходить на курсы языка. Вполне интересная вещь. Можно не только подтянуть польский, но и найти друзей, узнать много интересных фактов о польской культуре, а иногда… даже бесплатно поесть.

На всем моем потоке было всего 5 русскоговорящих студентов: кроме меня еще 2 девчонки-украинки и 2 парня-белоруса. Поначалу меня удивлял возраст остальных моих одногруппников (20, 23 и 25 лет, была даже бабулька-пенсионерка), а их удивлял мой возраст. Но это совершенно не мешало нам общаться на равных.

На занятиях

О-ох, когда я увидела план, у меня «округлились глазки». «Окна» между парами могли быть и по 3, и по 4 часа. А бывало, что 4 пары шли друг за дружкой всего лишь с пятиминутными перерывами. Но. НО (!) Мне это даже понравилось. Нет ощущения, что ты в школе. Не нужно ежедневно отсиживать с 8 до 14. Такой график дает определенную свободу в действиях. А длинные «окна» можно, даже очень, проводить с пользой: для ума — в библиотеке, или для души – за кофейком в кафе.

Я очень переживала, буду ли успевать писать конспекты на лекциях. Знаете, с этим проблем не возникло. Многие преподаватели делают медиа-презентации, поэтому если ты что-то не успеваешь переписать, всегда можно сфотографировать. С восприятием языка вообще никаких проблем не было, даже не смотря на своеобразную терминологию, присущую моей специальности (социология).

На первых занятиях преподаватели информируют, что посещение лекций необязательно – кто хочет – ходит, кто не хочет — нет. Это личное дело каждого. Только вот некоторые лекторы могли 2-3 раза в семестр пустить на лекции листок посещения (Listę obecności). Кого не оказалось в этом списке, никак не страдал, но вот зато всем присутствующим данный «плюсик» мог повысить бал на экзамене

С семинарами (ćwiczeniami) история другая. Посещение – обязательно. Обычно преподаватели устанавливали лимит в 2 пропуска, когда им все равно, где ты и чем занимаешься. А вот 3-ий пропуск уже нужно подтверждать официально — справка от врача, билеты на автобус/самолет в родную страну (для иностранцев) и т.п.

В течение семестра по каждому предмету мы пару раз писали колос (kolokwium) – это что-то вроде теста. Все, конечно, зависит от преподавателя, но, как правило, средняя арифметическая этих оценок в итоге составляла конечный балл за семинары.

После первого семестра ушло довольно много студентов-поляков. Удивляться тут нечему — в Европе спешки нет, и если кому-то не нравится то, что он изучает, продолжать он не будет.  Не могу сказать, что я днями сидела за конспектами и книгами (хотя были и такие моменты, куда же без этого). Учеба продвигалась без особого напряжения. Мне прекрасно удавалось совмещать учебу и отдых. На выходных я могла поехать с друзьями в Краков, Варшаву, Вроцлав. Могла просто погулять по городу, сходить в кино. Времени на развлечения хватало.

Международная учебная программа

В начале второго семестра я начала всерьез задумываться о международной учебной программе Erasmus. Это программа позволяет студентам европейских ВУЗов ездить по обмену в другие страны Европы на 1 или 2 семестра. Все оказалось проще, чем я думала. И, именно поэтому, сейчас я нахожусь в Барселоне!

Набросав на скорую руку на английском языке ответы на общие вопросы («Почему ты хочешь принять участие в программе Erasmus?», «В какую страну хочешь поехать и почему именно туда?», «Что ты ожидаешь получить от данной программы?», «Какие у тебя планы на будущее?») и, отстояв четырёхчасовую очередь к заветному кабинету, я прошла собеседование.

Особо не задумываясь, пройду в программу или нет, я, как и раньше, ходила на пары, училась и развлекалась. Но, когда узнала, что меня приняли, испытала настоящий шок! Конечно же, я была довольна (и сейчас довольна не менее!). Правда пришлось повозиться с документами, но это все мелочи. Главное – Барселона! Здесь я всего на 6 месяцев, а потом — возвращение в уже родное Като.

Kseniia Pashkovska.
Uniwersytet Śląski, miasto Katowice,
specjalność Socjologia Reklamy i Komunikacji Społecznej